пятница, 9 декабря 2011 г.

Наблюдение лунного затмения для младших школьников

При организации наблюдений лунных затмений младшими школьниками стоит уделить внимание простейшему сбору научных данных, дающих сведения о структуре земной тени и состоянии верхних слоев атмосферы Земли.
Для этого нужно сформировать две группы.

Первая группа - группа точной регистрации моментов контактов по ходу затмения.
Алгоритм работы группы:
  • Ознакомиться с прогнозируемыми данными об основных моментах контактов по ходу затмения.
  • С помощью одного из электронных планетариев составить прогноз контактов земной тени с крупными объектами на Луне.
  • Распечатать шаблон таблицы для фиксирования данных о моментах касания лунного диска и крупных лунных объектов с земной тенью и схождения их с нее.
  • За 2 часа до затмения выверить часы по сигналам точного времени.
  • Так как точность наблюдений увеличивается при наблюдении в бинокль или телескоп, то необходимо подготовить оптику для наблюдений (для телескопа отладить монтировку, бинокль установить на штатив). Перед затмением установить на оптике максимальное увеличение.
  • За несколько минут до предсказанных моментов наводить оптику на соответствующие области Луны. 
  • Фиксировать в заготовленную таблицу с возможно большей точностью моменты контактов по ходу затмения.
  • Если в арсенале нет оптических приборов, то наблюдения можно проводить невооруженным глазом.
  • По окончании затмения, используя данные таблицы, можно будет сделать выводы о точности предвычислений положений Луны, о необходимости нахождение поправок к этим предвычислениям. Дело втом, что движение Луны очень сложно, так как зависит не только от притяжения Земли и Солнца, но подвержено возмущениям в результате притяжения других планет. А значит Луна всё-таки не абсолютно точно следует по своей теоретической орбите.

Вторая группа - группа, занимающаяся описанием изменений яркости затмившейся части Луны.
Алгоритм работы группы:
  • До затмения ознакомиться со специальной шкалой для определения яркости полного затмения, называемой шкалой Данжона (в честь французского астронома Андре Данжона, 1890–1967 годы).
  • Потренироваться с помощью фотографий затмений прошлых лет определять цвет и яркость затмившейся Луны.

Полное лунное затмение 6 июля 1982 года имело красноватый оттенок


Полное лунное затмение 20-21 января 2000 года имело коричневый оттенок
  • Подготовить таблицу для фиксирования данных наблюдений группы (номер и время замера, оценка яркости Луны по шкале Данжона).
  • Подготовить для работы группы бинокль.
  • По времени яркость затмившейся Луны по шкале Данжона нужно начинать оценивать вблизи максимальной фазы затмения (80 %) невооруженным глазом или в бинокль. Полученные данные необходимо фиксировать в заготовленной таблице.
  • По окончании затмения, используя данные таблицы, можно будет вывести график изменения яркости Луны вблизи максимальной фазы затмения и сделать выводы о загрязнении земной атмосферы. Дело в том, что цвет затмения зависит от состояния верхних слоев земной атмосферы (от количества пыли в ней: метеорной, вулканической и любой другой), поскольку только прошедший сквозь нее свет освещает Луну во время полного затмения.
Полученные результаты наблюдений могут стать основой для учебно-исследовательской работы, с которой стоит выступить на конференции младших школьников.

Так что удачи Вам, юные астрономы!!!